Сетевой маркетинг
MLM (Multi-Level
Marketing) расшифровывается как "Многоуровневый Маркетинг".
Суть
идеи заложена в самом названии. Это
маркетинговая концепция, предполагающая создание многоуровневой
организации, призванной продвигать товары и услуги от производителя к
потребителю, используя прямой контакт человека с человеком. Доход в
виде комиссионного вознаграждения распределяется на все уровни
организации. В
традиционной ситуации розничных продаж несколько продавцов в магазине
работают весь день напролет, обычно зарабатывая очень мало, в сравнении с
доходами компании. В Многоуровневом
Маркетинге много людей вовлечены в распространение продукта. Как следствие
этого, каждый конкретный человек делает гораздо меньшую работу, продвигая
продукт. Комплекс рекламирования, продажи и распространения продукта
(другими словами - "маркетинг" продукта) осуществляется через
многоуровневые организации людей (или сети). Эти люди, часто у себя дома,
предлагают продукт другим (делятся продуктом), приобретая покупателей для
своей компании, и предлагают участие в бизнесе, обучая других построению
их собственных дистрибьюторских сетей. Секрет
MLM заключается в том, что контакт происходит между тем, кто знакомится с
продуктами и тем, кто сам пользуется ими и распространяет информацию о
них.
Фактически,
деятельность каждого человека в сетевом маркетинге заключается в
следующем:
1. Распространение информации о
товарах и
услугах;
2. Распространение информации о
бизнес-возможностях;
3. Обучение других людей искусству
распространения
информации.
Таким образом, MLM
представляет собой действительно "народный" бизнес. МЛМ - профессия
универсальная. Уметь нужно очень много. Но и навыки человек
получает очень разнообразные. За какой срок? Некоторые
авторы называют минимальный срок обучения - полгода. Полгода теоретических
и практических занятий. Если вы проработали менее этого срока - считайте
что вы вообще не
пробовали.
Компании,
использующие MLM, дают возможность заработать большие деньги большому
количеству людей, потому что процесс очень
эффективен. Мысль о том, что для продвижения товаров
и услуг можно использовать многоуровневые организации дистрибьюторов,
многие из которых будут работать, не выходя из собственного дома, и это
будет намного эффективнее, чем работа продавцов в магазине, очень хороша. Не правда ли?
Сетевой
маркетинг - один из наиболее быстро ростущих методов распространения
товаров и услуг во всем
мире.
Стратегию сетевого маркетинга используют и такие компании как Coca-Cola,
Colgate, Gilette, Visa, Lipton, Ford, Canon, Sharp, Xerox и многие другие
фирмы с мировым именем. Если в конце
восьмидесятых в MLM работало около 5 миллионов, то сейчас эта цифра
стремительно приближается к 20 миллионам человек, распространяющих по
всему миру порядка 25 тысяч наименований продуктов и услуг, количество
которых постоянно растет, ассортимент обновляется, в том числе за счет
привлечения новых технологий.
Но дело не
только в том, что миллионы людей реализуют мечту о лучшей жизни, но и в
том, что количество продуктов и услуг постоянно растет, ассортимент
обновляется за счет привлечения новых
технологий.
MLM не привязан ни к какому
конкретному продукту или технологии. Возможность обновления, заложенная в
самой концепции, позволяет индустрии гибко вписываться в постоянно
меняющийся рынок. Таким образом, MLM является экономической волной
будущего, логичным шагом в эволюции свободного
предпринимательства. MLM-компании
избегают огромного количества устрашающих расходов. Используя метод
MLM, нет необходимости создавать и обслуживать сеть точек розничной
торговли. Нет нужды в рекламных компаниях на всю страну, и, поскольку люди
в организации выступают в качестве независимых предпринимателей, нет
необходимости содержать огромный штат высокооплачиваемых менеджеров,
контролирующих работу. В MLM работа контролируется, продукт получает свою
рекламу, продается и доставляется, потому что усилия людей, делающих
работу, щедро вознаграждаются.
И именно потому, что
люди работают на себя, у них есть свобода наслаждаться
жизнью.
Преимущества сетевого маркетинга:
Работа с класном коллективе
В сетевой компании
каждый новичок лично формирует свою будущую структуру, подбирая в первую
линию дистрибьюторов только тех, с кем ему хочется работать. Никто не
может заставить его "принять на работу" некомфортного ему человека.
Количество людей в 1-й линии тоже определяет сам будущий
спонсор.
Свобода
В сетевой компании
человек сам определяет объем, время и место своей деятельности. Он сам
решает, вставать ему в 7 утра или в 10, когда и с кем встречаться, как
долго работать в течение дня, когда и на сколько уйти в отпуск... Все
зависит только от собственных "аппетитов" и остроты желания их
удовлетворить. Если человек доволен заработком в 2000 рублей в месяц, он
может особо не напрягаться, работая 8-10 часов в неделю, если же стремится
получать 20 - 30 тысяч рублей, рабочий график будет более
напряженным.
Финансовая перспектива
Объем получаемых
денег в MLM зависит только от объема продаж, совершенного как лично самим
дистрибьютором, так и его структурой. В США считается нормой, когда
крупный сетевой лидер зарабатывает 500 тысяч долларов в год. Таких же
результатов уже достигли и некоторые украинские сетевики
сетевики.
Карьерный рост и рост заработной платы
Чтобы сделать
хорошую карьеру в "обычной" компании, человек, как правило, должен пять
лет затратить на получение образования, потом еще несколько лет упорно
трудиться, становясь профессионалом. При этом карьерный и, соответственно,
материальный рост ограничен количеством руководящих мест в
компании. В MLM успешную карьеру можно сделать всего
за один год и, начиная с нуля, выйти на уровень дохода в 4-5 тысяч
гривен в месяц. Вершин карьеры реально достичь за 3-4 года, а там
ежемесячный доход исчисляется уже десятками тысяч
гривен. На вершине хватает места всем желающим.
Известны компании, где число менеджеров высшего ранга перевалило за сотню
и увеличивается ежемесячно. Легенда сетевого
маркетинга американец Глен Тернер, стартовавший в MLM с капиталов в 5
тысяч долларов, всего за 5 лет сколотил состояние в 300 миллионов (!)
долларов. Конечно, звездами становятся далеко не все, по
статистике в MLM больших успехов добиваются лишь 10% людей, но,
согласитесь, это тоже неплохо. Особенно, если учесть, что в "классическом"
бизнесе только 5% мелких и средних фирм празднуют свое десятилетие,
остальные терпят крах. И многие сетевики с
3-5-летним стажем вполне удовлетворены своим стабильным доходом в
10-15тысяч гривен в месяц. Темпы роста
доходов в MLM тоже впечатляют. При грамотно построенной структуре и
налаженной системе обучения и мотивации людей доход сетевика может
удваиваться каждый год! ”Закон Успеха”,
сформулированный президентом Всемирной Ассоциации сетевого маркетинга
Дорис Вуд, называется "Один плюс один". Это означает, что если
дистрибьютор будет привлекать в свою структуру ежемесячно всего по одному
(!) человеку, а все его последователи возьмут это тоже за правило, к концу
года структура будет насчитывать 4096 человек!
На практике, конечно, так не получается, но задуматься над этими цифрами
стоит. В сетевом бизнесе любят такой вопрос: что
предпочтительнее - 100 тысяч долларов сразу или один цент, который будет
удваиваться каждый день? Конечно, цент, отвечает каждый, знакомый только с
азами математики, ведь всего за год он превращается во многие миллионы
долларов!
Независимость успешной карьеры от пола, возраста, имеющегося образования и характера предыдущей деятельности.
В MLM есть
домохозяйки, стартующие в 60-летнем и более зрелом возрасте и добившиеся
неплохих результатов. Есть и молодые бизнесмены, ученые и психологи, не
достигшие ничего. В сетевом маркетинге несколько
иная философия и стратегия достижения успеха, чем в "обычном" бизнесе.
Впрочем, это тема отдельного разговора.
Появление новых связей
В структуре
ежедневно появляются новые люди, вступающие в непосредственный контакт с
уже действующими дистрибьюторами. А ведь каждый приходит со своим багажом
и в структуре численностью более 100 человек можно найти любых "нужных"
людей - врачей, адвокатов, банкиров, артистов,
ученых...
Хорошая и долгосрочная
перспектива
Сетевые
компании имеют дело только с товарами очень высокого качества и
необходимыми самым широким слоям населения, а финансовые кризисы
затрагивают их меньше всего. В самом деле, разве
может кризис повлиять на отношения между спонсором и дистрибьютором? Или
разве человек откажется от потребления привычного ему и необходимого
продукта? Разве что в силу кризиса потреблять станет немного меньше, но и
это явление оказывается временным и скоро
преходящим.
Моральное удовлетворение от своего труда
Что может
доставить больше радости, чем наблюдение за тем, как привлеченные тобой
лично люди становятся свободными, здоровыми и богатыми? В MLM, как нигде,
возможно обретение огромного количества друзей, испытывающих к тебе
искреннюю признательность и благодарность за свой
успех. У людей, только вступающих на "тропу сетевого
бизнеса", вполне естественно возникают два вопроса: откуда в MLM берутся
такие большие деньги на оплату труда дистрибьюторов и хватит ли денег на
всех при большом росте числа участников бизнеса? Давайте ответим на
них.
Чем сетевой маркетинг
отличается от финансовых пирамид?
О связи (равно как и об отсутствии
всякой связи) между этими двумя экономическими инструментами написано
немало. И на первый взгляд сходство между ними велико. Однако есть
"лакмусовая бумажка", позволяющая отделить "зерна от плевел" - это наличие
реального товара, за продажу которого и выплачивается вознаграждение. Если
же деньги платят лишь за привлечение новых членов, вносящих в компанию
свои взносы - налицо типичная финансовая пирамида. В России их было немало
- "Тибет", "Русский Дом Селенга", "МММ"... Некоторые продолжают
действовать и поныне, обирая доверчивых людей. Будьте бдительны и не
верьте горе - писакам, валящим в одну кучу и финансовые пирамиды, и
устойчиво работающие сетевые компании!
Откуда в MLM большие деньги и
хватит ли их на всех участников бизнеса?
Прежде
всего, определим сетевой маркетинг, как систему продаж товаров и
распространения услуг. Это значит, что сначала эти товары или услуги
кто-то должен произвести (организовать), на что требуются большие вложения
денег. При классических продажах мы
встречаемся с товаром на полке магазина и видим ярлык с ценой, в которую,
помимо производственных затрат, включены также затраты на маркетинговые
исследования, рекламу, транспортировку, складирование и многие другие, в
том числе торговая надбавка, которая идет на содержание самого магазинами,
оплату его работников. В цену включается и прибыль всех звеньев этой
цепочки, так, что на выходе розничная цена в несколько раз превышает
себестоимость товара. В сетевом
маркетинге все несколько иначе. Есть MLM-компании, сами производящие
товар, а есть брокеры, занимающиеся только продажами. В обоих случаях
фирма-производитель не тратит денег на рекламу и маркетинг, так как эти
функции выполняют сами дистрибьюторы. А эти затраты могут достигать 80% в
отпускной цене товара! Сокращаются и расходы в других звеньях цепи от
производителя до потребителя (не нужен магазин, продавцы и другой
персонал). Таким образом, достигается весьма существенная экономия,
которая и выплачивается сетевой структуре в качестве комиссионного
вознаграждения. Сама комиссия за проданные товары
распределяется только между участниками сделки, к которым относятся отнюдь
не все дистрибьюторы структуры, а только связанные между собой
спонсорскими отношениями. То есть деньги от сделки, кроме
непосредственного продавца, получают его прямой спонсор, спонсор этого
спонсора и так далее, до самого верха структуры. Если продаж мало, то и
вознаграждение будет мизерным, так как распределяется только реально
заработанная сумма и только между строго очерченным кругом лиц.
Условия оплаты рассчитаны математически и заложены в компьютерную
программу. При этом наибольшую часть комиссии получает сам продавец, а
спонсоры имеют незначительные проценты от суммы сделки. Но если у
начинающего дистрибьютора может быть одна-две сделки в месяц, то у
спонсора, имеющего в структуре сотни или тысячи дистрибьюторов, даже из
мизерных процентов складываются весьма внушительные
суммы. Чтобы не сложилось впечатления, что
спонсоры даром едят свой хлеб и вся их работа ограничилась привлечением
нескольких человек, которые потом расплодились сами в геометрической
прогрессии, надо помнить поговорку о бесплатном сыре, который бывает, как
известно, только в мышеловке или в финансовой пирамиде (которая такой
мышеловкой и оказывается). Структура никогда
не станет расти самостоятельно на первом этапе ее создания. Чтобы люди из
первой линии стали продавать, надо их сначала этому обучить, а это уже
большой труд. Надо постоянно поддерживать в них мотивацию при неудачах (а
их немало на старте у каждого), надо научить своих новичков не только
продавать, но и строить сеть. Наконец, надо обучить их учить других людей.
А это уж совсем непростая задача. Так что в MLM деньги достаются серьезным
трудом и надо хорошо представлять себе это при вхождении в
бизнес. Другое дело, что отдача от своих
вложений здесь неизмеримо выше, чем в обычном бизнесе. Впрочем, не будем
повторять уже описанные преимущества MLM, а подчеркнем лишь то, что
сетевой маркетинг в Украине действительно становится профессией 21-го
века.
|